Наверх

Статьи о ЖКХ

04.07.2014
Проблемы ЖКХ

С внедрением рыночных отношений произошли существенный изменения. Так, начал функционировать рынок жилья, изменилась структура жилого фонда по формам собственности. Однако жилищная проблема осталась по-прежнему актуальной, особенно это выражено в системе ЖКХ муниципальных образований. Суть жилищной проблемы заключается в острой нехватке жилья, соответствующего нормативным и потребительским требованиям, для значительной части населения. 


Жилищная проблема имеет несколько важных аспектов: 

 

  • дефицит жилья – количественный аспект;
  • несоответствие структуры жилищного фонда демографической структуре семей – структурный аспект;
  • несоответствие имеющегося жилищного фонда требованиям к потребительским качествам жилья – качественный аспект;
  • несоответствие требований к техническому содержанию жилищного фонда – эксплуатационный аспект.

Средняя жилищная обеспеченность в муниципальных образованиях и малых городах страны составляет не более 18 кв.м. общей (полезной) площади жилья на одного жителя, многие семьи имеют менее 9 кв.м. на душу населения, зачастую, в коммунальных квартирах. Опыт развитых стран показывает, что для успешного решения жилищной проблемы необходимо повысить средний уровень жилищной обеспеченности в 2-3 раза.


Состав квартирного фонда во многих муниципальных образованиях страны не соответствует демографической структуре населения, что существенно ухудшает жилищные условия населения. О недостаточных темпах решения жилищной проблемы свидетельствует невыполнение государственных программ в сфере обеспечения жильем определенных категорий населения (военнослужащие, вынужденные переселенцы и т.д.). Многие семьи проживают в коммунальных квартирах и общежитиях. 


Важным аспектом данной проблемы является несоответствие существующего жилищного фонда функционально-потребительским требованиям, предъявляемым к жилым помещениям: неудобная планировка, недостаточный уровень производства, влагостойкость, звукоизоляция и другие параметры жилых помещений.


Отсутствие современных видов благоустройства и конструктивные недостатки жилых зданий приводят к завышенному потреблению энергоресурсов и воды. Так, с точки зрения энергоиспользования жилищный фонд является весьма неэффективным. Это во многом объясняется тем, что в существующем жилищном фонде Росси значительную долю (в некоторых регионах до 80%) составляют дома из сборного железобетона, имеющие значительные теплопотери, которые к тому же на 20-30% выше проектных из-за низкого качества строительства и эксплуатации. Наиболее значительные теплопотери в зданиях происходят через наружные стеновые ограждения (42% для 5-этажных и 49% для 9- этажных зданий) и окна (32 и 35% соответственно), особенно это актуально на севере страны . В результате показатели удельного теплопотребления в таких зданиях в 2-4 раза превышают аналогичные показатели в странах Европы и Америки с близкими климатическими условиями.


Наконец, невыполнение требований по содержанию и современному ремонту жилищного фонда приводит к ухудшению технического состояния жилья и нарастанию его «недоремонта».  
Следует также отметить, что качество жилой среды во многом зависит от уровня содержания и технического обслуживания жилых домов и придомовых территорий. В этой сфере также имеется целый ряд нерешенных вопросов: несвоевременное проведение капитальных и текущих ремонтов, низкий уровень обслуживания инженерного и санитарно-технического оборудования жилых зданий, неудовлетворительное санитарное содержание лестничных клеток и придомовых территорий и т.д.


Применяемый в течение длительного времени административный механизм управления жилищной сферой, отсутствие экономической заинтересованности строительных, ремонтно-эксплуатационных организаций в результатах своей деятельности и отчуждение жителей от собственности привели к серьезным негативным последствиям и деформациям в жилищной сфере. Произошло снижение качества жилищного фонда и ухудшение условий его эксплуатации. Население же было поставлено в крайне пассивную позицию, так как жители не имели реальных рычагов воздействия на строительные, ремонтные и эксплуатационные организации.


Основными причинами обострения жилищной проблемы является отсутствие реального собственника и эффективного управления жилищным фондом в современных условиях, а также бесхозяйственное отношение к жилью.


Таким образом, жилищная проблема является весьма многогранной, требующей значительных усилий по ее решению. Основные пути решения жилищной проблемы: 

  • поиск и привлечение централизованных и децентрализованных источников финансирования строительства, капитального ремонта и реконструкции жилья (разработка и реализация государственных и муниципальных жилищных программ и проектов, формирование фондов строительства, реконструкции и ремонта жилищного фонда, привлечение средств инвесторов, предприятий и организаций, населения путем сооружения элитного и массового коммерческого жилья, строительство жилых домов на паевых основах, концентрации средств в конкретных фондах и проектах);
  • повышение доступности жилья для широких слоев населения (создание благоприятных условий для развития рынка жилья и жилищных услуг по эксплуатации жилищного фонда, оказание реальной помощи населению в приобретении жилья на первичном и вторичном рынках в разных формах, стимулирование развития систем жилищного кредитования, в том числе ипотеки, использование муниципальных жилищных займов);
  • совершенствование системы обеспечения жильем социально незащищенных категорий населения (разработка эффективных систем целевой поддержки социально незащищенных групп населения, усиление принципа адресности государственной и муниципальной помощи, предоставление бесплатного или дешевого муниципального жилья и т.д.);
  • совершенствование градостроительных, архитектурно-планировочных и экологических подходов к формированию благоприятной жилой среды (развитие качественной малоэтажной и смешанной застройки, переход от типовых проектов к индивидуальным и образцовым, развитие комплексной застройки, включающей благоустройство территории);
  • повышение качества эксплуатации жилищного фонда (существенное улучшение содержания и ремонта жилищного фонда, экономия энергетических ресурсов, стимулирование снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, развитие систем самоорганизации граждан).

Как показывает богатый зарубежный опыт, наиболее перспективным и массовым направлением решения жилищной проблемы является кредитование граждан и, в первую очередь, ипотечное кредитование, которое подразумевает выдачу кредита на длительный срок под залог недвижимости.
Исходя из опыта развитых стран, в которых жилищная проблема практически решена, можно определить следующие характерные черты функционирования жилищной сферы:

 

  • большая часть жилищного фонда находится в частной или коллективной собственности, а городской жилищный фонд составляет лишь незначительную часть (10-15%);
  • заметная доля населения является собственниками жилья, в котором они проживают, а остальные нанимают квартиры в частном или муниципальном фонде;
  • собственники жилья несут все расходы на его содержание, ремонт и восстановление и выплачивают страховые взносы и налоги на недвижимость;
  • оплата найма в частном фонде покрывает все затраты собственника жилья и прибыль домовладельца, а в муниципальном фонде – затраты муниципалитета (без прибыли);
  • ставки за наем жилья всех форм собственности во многих городах страны и странах регулируются муниципалитетом с помощью косвенных экономических рычагов;
  • субсидии на содержание жилья выплачиваются для ограниченной части нанимателей с низкими душевыми доходами; работы по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству жилья определяются собственником с учетом действующих норм и правил, принятых в данном городе (регионе) на договорной основе; интересы собственника может представлять компания по управлению недвижимостью;
  • приобретение жилья в большинстве случаев осуществляется в кредит на длительный срок (10-25 лет); используются разные формы кредитования, в том числе ипотечные кредиты под залог недвижимости;
  • уровень дохода большинства населения позволяет полностью оплачивать наем жилья или содержать его в качестве собственника, вносить первоначальный взнос на строительство и выплачивать соответствующие проценты;
  • строительство и сдача внаем жилья является прибыльной коммерческой сферой и потому привлекательны для частного капитала.

Для практической реализации приведенной выше системы организации жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований и малых городов необходимы следующие условия: 

  •  наличие развитого рынка жилья и подрядных работ;
  • достаточно высокий уровень жизни большинства населения; устойчивое и надежное действие механизма инвестирования, долгосрочного кредитования и страхования;
  • развитая правовая основа рыночных механизмов;
  • политическая, социальная и экономическая стабильность.

К сожалению, эти условия в нашей стране пока находятся на стадии формирования, и потому быстрый переход к рассматриваемой системе невозможен. Но это не означает, что решение жилищной проблемы должно быть отодвинуто на долгий срок. Развитие жилищного строительства и повышение уровня содержания жилищного фонда возможно и в современных условиях при наличии благоприятных условий и тенденций изменения макроэкономической ситуации в стране.
1.3. Сущность реорганизационного и оптимизационного управления жилищно-коммунальными комплексами муниципальных образований

 

Функционирующая в настоящее время муниципальная система управления жилищно-коммунальным комплексом России 
характеризуется несколькими основными негативными признаками: 

 

  • хроническим недофинансированием, и, как следствие этого, высоким процентом износа основных средств,
  • действием, преимущественно, административных методов управления (основная доля предприятий ЖКХ носит статус муниципальных или государственных унитарных предприятий), что, естественно, является препятствием для привлечения частного капитала в производственный сектор ЖКХ, развития конкуренции на рынке ЖКУ, и не содействует повышению качества и снижению стоимости жилищно-коммунальных услуг;
  • отсутствием вертикали управления подотраслями ЖКХ, в связи с чем практически оказались неуправляемыми процессы проведения единой технической политики, материально-технического, нормативно-методического, кадрового обеспечения производственного сектора ЖКХ.


Доминирующее мнение, что эффективная рыночная модель функционирования жилищно-коммунального комплекса может быть сформирована только снизу, в течение времени на практике подтверждения не получило. 


Неэффективность существующей муниципальной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством проявляется, прежде всего, в нерациональном управлении финансовыми потоками, полной их непрозрачности, а также в крайне низком уровне участия жилищных объединений граждан и частного бизнеса в управлении и обслуживании жилищного фонда и обеспечении населения жилищно-коммунальными услугами. 


Переход на рыночные формы работы жилищно-коммунального комплекса быстрее и эффективнее осуществляется там, где производственные отношения строятся на экономической взаимно выгодной основе. В первую очередь это касается производственного сектора ЖКХ, осуществляющего услуги по управлению содержанием и технической эксплуатацией жилищного фонда, особенно в средних и крупных городах. 


Решение вопросов по реформированию ЖКХ требуют научно-обоснованного системного подхода, что невозможно без создания интегрированной холдинговой системы управления, в рамках которой будет оперативно проводиться единая политика по формированию рыночного механизма функционирования жилищно-коммунального комплекса территории.


Принципиальными преимуществами эффективного управления жилищно-коммунальным комплексом по сравнению со старой «ЖЕКовской» системой обусловлена давно назревшая необходимость смены модели менеджмента в ЖКХ. Сегодня это очень важно ещё и потому, что многие муниципальные жилищно-коммунальные предприятия фактически являются банкротами, а некоторые муниципалитеты идут по пути банкротства собственных муниципальных предприятий, вывода активов и создания на их базе новых муниципальных предприятий, чаще всего с теми же руководителями и работниками. Самое неблагоприятное в этой ситуации то, что при этом не изменяются управленческая модель, критерии качества и объёмов работ, сохраняется затратная система финансирования. Это приводит к тому, что вновь созданные предприятия оказываются абсолютно неэффективны. Иногда такой способ применяется, когда муниципалитеты избавляются от долгов банкротных МУПов. Это путь в никуда. Подобная практика может быть легко опротестована и квалифицирована как преднамеренное банкротство и нежелание производить расчёты с кредиторами.


Очевидно, что переход на рыночные отношения, безубыточная и эффективная деятельность при сохранении административной модели управления не реализуемы. Поэтому необходимо административные рычаги управления менять на экономические путём реорганизации и оптимизации системы управления и обслуживания жилищно-коммунального комплекса. При этом реорганизации подлежат как вся система управления и обслуживания в целом, так и отдельные предприятия, входящие в эту систему (МУПы, ДЭЗы и т.д.). 


Реорганизацию и оптимизацию управления жилищно-коммунальными комплексами муниципальных образований необходимо осуществлять по следующим направлениям:

 

  • совершенствование структуры муниципальных органов управления жилищно-коммунальным хозяйством;
  • финансовое оздоровление, акционирование и приватизация государственных и муниципальных унитарных предприятий ЖКХ, переход на управление предприятиями и организациями ЖКХ со стороны муниципальных и государственных органов управления путем участия их в собственности данных предприятий;
  • формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса муниципального образования, распределение прав и обязательств между субъектами рыночных отношений в ЖКХ;
  • создание независимых структур по оценке технического состояния объектов жилищно-коммунального хозяйства и определению предельной экономически обоснованной стоимости заказанных собственником жилищных и коммунальных услуг по каждому объекту; 
  • совершенствование управления, демонополизация деятельности и развитие конкурентной среды в жилищной сфере, развитие внутрихозяйственного расчета, арендного, коллективного и других форм подряда в жилищных предприятиях, с последующим их разукрупнением и созданием системы малого предпринимательства;
  • развитие системы самоуправления объектами жилищного фонда; повсеместное создание института организованных собственников – ТСЖ, ЖК, ЖСК;
  • совершенствование управления коммунальными предприятиями; проведение мероприятий по оптимизации затрат на производство и транспортировку коммунальной продукции, внедрение в коммунальных предприятиях внутрихозяйственного расчета и арендного подряда;
  • развитие межмуниципальной кооперации в сфере производства коммунальной продукции и управления жилищно-коммунальным хозяйством путем создания в виде закрытых акционерных обществ (ЗАО) крупных специализированных управляющих компаний-холдингов по производству, транспортировке и сбыту коммунальных услуг, а также по содержанию и ремонту жилищного фонда, объектов социальной сферы и коммунально-бытового назначения;
  • развитие системы экономического всеобучения руководителей и специалистов жилищно-коммунального хозяйства всех уровней с целью подготовки их для работы в рыночных условиях.

Формирование эффективного механизма функционирования жилищно-коммунального комплекса муниципального образования должно предусматривать происходящие и планируемые изменения в формах собственности муниципальных унитарных предприятий ЖКХ.
Необходимо провести разделение производственного сектора ЖКХ на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности. 
Естественно-монопольные виды деятельности (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение) требуют со стороны администрации муниципального образования жесткого тарифного регулирования, а значит участия в составлении производственных программ естественных монополистов и постоянного контроля по их реализации, а также обязательного участия в собственности (владения контрольным пакетом акций) данных предприятий при проведении их акционирования.


Конкурентные виды деятельности (управление, содержание и ремонт жилищного фонда, сбор, утилизация и переработка отходов, содержание, техническое обслуживание и ремонт объектов благоустройства и дорожного хозяйства, коммунально-бытовое обслуживание населения) предполагают присутствие на рынке жилищно-коммунальных услуг предприятий всех форм собственности. В обязанности администрации муниципального образования входит установление предельного уровня цен на выполнение данного вида работ или оказания услуг, проведение конкурсных торгов, организация контроля качества исполнения работ или оказания услуг. При акционировании или приватизации муниципальных предприятий ЖКХ конкурентного вида деятельности преобладающее участие муниципального образования в их собственности необязательно.
Поэтому разделение производственного сектора ЖКХ на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности является основанием для составления планов по изменению форм собственности (приватизации или акционированию) предприятий ЖКХ, стимулированию частного предпринимательства, особенно в конкурентной сфере деятельности, снижению относительной стоимости работ и услуг. 

 

Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального хозяйства предусматривает полный отказ от административного влияния органов власти муниципального образования на производственно-хозяйственную деятельность предприятий ЖКХ и переход на реальные договорные формы взаимоотношений.

 

В этом случае рыночная инфраструктура отрасли будет состоять из следующих звеньев: 

 

  •  собственник объектов жилищно-коммунального хозяйства (органы местного самоуправления, ТСЖ, ЖСК, ЖК, прочие юридические и физические лица);
  •  производитель – поставщик жилищно-коммунальных услуг (предприятия электроснабжения, теплоснабжения, водоканала, ремонтно-эксплуатационные, транспортные предприятия и т.д.);
  • потребитель жилищно-коммунальных услуг (население, предприятия и организации);
  • заказчик жилищно-коммунальных услуг (Управляющая компания, ТСЖ, ЖСК и др.);
  • прочие подрядчики (сервисные, научно-проектные и прочие организации).
  • Оптимальная схема управления жилищно-коммунальным хозяйством будет создана тогда, когда будет осуществлено разделение ответственности:
  •  собственника - за содержание своего имущества, определение целей управления им и источников финансирования поставленных целей;
  • заказчика (Управляющая компания) - за планирование и организацию работ, обеспечивающих реализацию поставленных целей;
  • производителей-поставщиков жилищно-коммунальных услуг – за количество и качество исполнения работ и услуг, заказанных Заказчиком.

 

Формирование в перспективе конкурентного бизнеса по управлению жилищно-коммунальным хозяйством является важным фактором для оптимизации затрат на производство жилищно-коммунальных услуг и повышения эффективности использования финансовых ресурсов в данной сфере. Организация профессионального управления жилищно-коммунальным хозяйством в ближайшие 2-3 года должна обеспечить улучшение состояния ЖКХ, а в дальнейшем привести к уменьшению стоимости жилищно-коммунальных услуг.  


Совершенствование управления, демонополизация деятельности и развитие конкурентной среды, развитие внутрихозяйственного расчета, арендного, коллективного и других форм подряда в жилищно-коммунальных предприятиях, создание системы малого предпринимательства в жилищной сфере, являющейся наиболее важной из конкурентных видов деятельности, возможно на основе создания многоуровневой модели управления содержанием и технической эксплуатацией жилого фонда.


На муниципальном уровне предпочтительно создание четырехуровневой (для крупных муниципальных образований) или трехуровневой (для малых муниципальных образований) систем управления содержанием и ремонтом жилого фонда. 


Первый уровень управления – Муниципалитет (органы местного самоуправления). Для этой цели в составе исполнительного органа муниципального образования формируется служба муниципального заказа - в небольших муниципальных образованиях в статусе отдела или управления, в крупных - в качестве муниципального учреждения


Второй уровень управления - Управляющая компания, обеспечивающая организацию работ по содержанию и ремонту жилищного фонда определенной территории муниципального образования. Управляющая компания создается в форме открытого акционерного общества. Учредителями данного ОАО могут выступить соответствующие органы управления муниципальным образованием, предприятия-кредиторы, частные и приватизированные предприятия, выполняющие функции по управлению, содержанию и ремонту жилищного фонда.


Влияние муниципальных органов власти на деятельность Управляющей компании может осуществляться путем внесения муниципального имущества в качестве вклада в уставной капитал ОАО или приобретения части его акций (до 100%) в обмен на муниципальное имущество. В случае акционирования муниципального унитарного предприятия, уставной капитал данного акционерного общества может быть сформирован полностью за счет муниципального имущества.


Управляющая компания осуществляет функции центрального оператора на рынке жилищно-коммунальных услуг. 
Третий уровень – эксплуатационное предприятие, обеспечивающее непосредственное выполнение работ по содержанию и ремонту жилищного фонда и придомовой территории определенной территории. Эксплуатационные предприятия могут создаваться как в виде дочерних предприятий Управляющей компании, так и в виде самостоятельных частных предприятий.


Четвёртый уровень – исполнительская среда: ремонтно-эксплуатационные подразделения, Управдомы. Данные структуры могут создаваться как в виде подрядных коллективов (участков, бригад, звеньев) эксплуатационных предприятий, так и в виде самостоятельных юридических лиц (малые предприятия, частные предприниматели и т.д.). 


Предлагаемая рыночная система управления содержанием и технической эксплуатацией жилищного фонда предполагает полную демонополизацию жилищно-эксплуатационной деятельности на уровне муниципального образования. Формируется четыре уровня конкурентной среды: 

 

  1. конкуренция на получение заказа от муниципалитета или собственников жилищного фонда на выполнение работ (управление жилищным фондом) между Управляющими компаниями;
  2. конкуренция на получение заказа от Управляющей компании на эксплуатацию определенной части жилищного фонда между эксплуатационными предприятиями;
  3. конкуренция между Ремонтно-эксплуатационными подразделениями - Управдомами за получение от управляющей организации (эксплуатационного предприятия) подряда на управление и обслуживание конкретного жилого дома или малого жилого комплекса;
  4. конкуренция между Подрядчиками (юридическими и физическими лицами) за право получения заказа от управляющих структур (Управляющая компания, Эксплуатационное предприятие, Управдом) на выполнение конкретной работы по содержанию и ремонту конструктивных элементов здания или внутридомового оборудования, объектов благоустройства, вывозу твердых бытовых отходов и т.д.

В целом внедрение конкурентной рыночной схемы управления жилищным фондом позволит до 20-25% сократить затраты на производство работ по содержанию и технической эксплуатации жилищного фонда. 


Управляющая компания (Эксплуатационное предприятие) возьмет на себя функции заказчика и технический надзор. Прямыми исполнителями работ по содержанию и ремонту жилищного фонда могут быть организации любой формы собственности и частные предприниматели, обладающие необходимым опытом работы и соответствующими допусками и лицензиями. Подбор подрядчиков по эксплуатации, капитальному и текущему ремонту должен проводиться на конкурентной основе, путем тендерных торгов и профессионального отбора. 


Большое значение в формировании процессов демонополизации играет малое предпринимательство. Для успешного развития процессов формирования малого предпринимательства в сфере предоставления услуг коммунального хозяйства необходимо создать условия, способствующие интересу малого предпринимательства к участию в этом процессе через получение части муниципального заказа, выделяемого специально для них на конкурсной основе.
К муниципальной инженерной инфраструктуре относятся следующие сферы естественной монополии: энергоснабжение (электро- и теплоэнергетика), газоснабжение, водоснабжение и водоотведение. В малых муниципальных образованиях преобладают предприятия со смешанным видом деятельности, так называемые многоотраслевые предприятия ЖКХ, имеют значительный удельный вес в производственном секторе ЖКК. Монопольное положение они занимают в малых городах, городских поселках и сельских населенных пунктах. Многоотраслевые предприятия ЖКХ обеспечивают жилищно-коммунальными услугами более 60% населения Российской Федерации. В тоже время дополнительно многоотраслевыми предприятиями ЖКХ обслуживается все объекты социальной сферы и основная часть производственной инфраструктуры, расположенной на территории данного муниципального образования. Практически они являются основной производственной инфраструктурой малого муниципального образования.
Реформирование предприятий ЖКХ целесообразно провести в два этапа.


Первый этап. Внедрение внутрихозяйственного расчета и перевод производственных подразделений предприятия на арендный подряд. Повышение качества и снижение себестоимости коммунальной продукции, производимой предприятиями жилищно-коммунального хозяйства можно достичь при условии создания определенной системы стимулирования (материального и морального) для каждой конкретной производственной группы работников предприятия, или, даже, для каждого отдельного человека. Поэтому в предприятии необходимо создать такую систему экономической мотивации, которая обеспечила бы относительно низкую себестоимость жилищно-коммунальных услуг при их высоком качестве.  


Эффективный производственный механизм функционирования предприятия жилищно-коммунального хозяйства, в первую очередь, подразумевает разработку и внедрение внутрихозяйственных хозрасчетных отношений. В этом случае рыночные отношения в экономике будут строиться не только между предприятием и его внешними субъектами отношений (органы власти, заказчики, подрядчики, потребители), но и внутри самого предприятия между его внутренними субъектами производственных отношений (администрацией предприятия, производственными подразделениями, конкретными работниками).


Если в предприятии ЖКХ будут разработаны и внедрены система внутрихозяйственного расчета, принципы самоокупаемости и самофинансирования для каждого производственного подразделения, то перевод предприятия на работу в условиях рынка будет подготовленным, и он не станет для его работников неожиданным явлением в случае разукрупнения, приватизации или акционирования предприятия. Таким образом, уже на стадии внедрения подлинного хозрасчета, каждое специализированное подразделение предприятия жилищно-коммунального хозяйства, развиваясь, в основном, за счет своих доходов, должно нести экономическую ответственность за состояние производства, возмещение затрат, обеспечения себя необходимыми накоплениями и их рациональное использование.


Второй этап. Акционирование и приватизация предприятия. После построения рыночного механизма функционирования предприятия ЖКХ путем внедрения внутрихозяйственного расчета и перевода производственных подразделений на арендный подряд, будет довольно несложно, в организационном плане, осуществить акционирование предприятия. В этом случае на базе имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия ЖКХ создается Управляющая компания – холдинг в форме открытого акционерного общества со 100% муниципальным капиталом или, в случае наличия за предприятием кредиторской задолженности, в качестве акционеров данного ОАО на свою долю задолженности могут быть и кредиторы. Если имущество, закрепленное в хозяйственное ведение предприятием ЖКХ, разделено или подлежит разделению между вновь созданными муниципальными образованиями, то создается на межмуниципальной основе ЗАО Компания – холдинг по управлению ЖКХ нескольких муниципальных образований. 


Компания – холдинг разрабатывает производственную структуру, согласно которой специализированные хозрасчетные арендные подразделения предприятия ЖКХ оформляются в виде самостоятельных юридических лиц (ЗАО и ООО) с преобладающей долей (более 50%) Компании-холдинга в их уставном капитале. Основные средства за данными предприятиями Компания-холдинг закрепляет на условиях договора аренды. Объекты ЖКХ передаются им в управление и эксплуатацию по договору управления.


В свою очередь в рамках дочерних предприятий получает развитие хозяйственный расчет и арендный подряд, то есть создаются условия для создания сети малого предпринимательства как на базе существующих арендных коллективов (участков, бригад, звеньев), так и с привлечением частного бизнеса. Хозрасчетные подразделения на основании внутрихозяйственных договоров берут в управление объекты ЖКХ и в субаренду средства производства. 
Также как и применение вышеописанной модели управления содержанием и технической эксплуатацией жилого фонда введение рыночных отношений, акционирование и приватизация монопольных и многоотраслевых предприятий ЖКХ позволит создать несколько уровней конкуренции: на уровне дочерних компаний, на уровне арендных коллективов, малых, частных предприятий и предпринимателей.
Таким образом, реорганизация и оптимизация управления жилищно-коммунальными комплексами муниципальных образований создаёт возможности для привлечения в отрасль частного бизнеса, в т.ч. развития системы малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве и снижения затрат на производство ЖКУ, так как данная система управления предполагает функционирование на конкурентной основе относительно небольших, по штату постоянных работников (до 15-20 человек), производственных коллективов с упрощенной формой налогообложения и малой долей управленческих расходов в структуре себестоимости выполняемых ими работ. 


Важнейшей стратегической целью развития жилищной сферы является повышение качества жизни путем улучшения жилищных условий, повышения сохранности жилищного фонда и уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан в соответствии с действующими стандартами качества. Исходя из этой базовой цели, формируются целевые ориентиры: 

 

  •  снижение производственных издержек;
  •  снижение расходов городского бюджета на содержание жилищной сферы;
  •  смягчение для населения негативных последствий реформы;
  •  повышение уровня жилищной обеспеченности населения;
  •  повышение качества жилья;
  •  повышение уровня технического содержания жилищного фонда;
  •  повышение качества коммунальных услуг по водо-, газо-, электро- и теплоснабжению;
  •  обеспечение потребностей населения в холодной воде, горячем водоснабжением, в теплоснабжении, в электроэнергии;
  •  повышение качества содержания придомовых территорий и др.

Как следует из этого перечня целевых установок, особое внимание здесь уделяется качественным подходам. Включение качественных целей позволяет перейти на принципиально иной уровень управления данной системой, но это связано с трудностями количественной оценки качественных параметров. Для ее решения предлагается использовать квалиметрические методы определения качественных показателей, методы экспертных оценок и социологические опросы потребителей.


Перечень целевых ориентиров и показателей с их количественными значениями приведен в табл. Приложения 1. Отметим, что ряд целевых показателей измеряется в относительных величинах или в баллах в соответствии с действующими или перспективными стандартами, нормами и методиками: 
5 баллов – полное соответствие стандартам качества (отличное качество работ или услуг);
4 балла – соответствие стандартам качества по основным параметрам (хорошее качество);
3 балла – выполнение стандартов лишь по важнейшим параметрам (удовлетворительное качество);
2 балла – невыполнение ряда важнейших параметров (не вполне удовлетворительное);
1 балл – полное несоответствие стандарту (неудовлетворительное качество).


Оценка уровня и качества работ и услуг в жилищной сфере должна проводиться с установленной периодичностью и привлечением вневедомственной экспертизы, а также обязательно сопровождаться социологическими опросами населения. Тем самым оценивается уровень достижения целей и эффективность реализации проводимых мероприятий.
В итоге первой главы, опираясь на изученные исторические факты и рассматривая текущее развитие системы организации ЖКХ муниципальных образований в условиях современного развития отрасли, основным вопросом реформирования жилищной си


Все публикации

Наши преимущества

 

Опыт работы более 10 лет.

 

 

Квалифицированные мастера и инженеры.

 

 

Мы следим за ценами конкурентов, поэтому наши цены всегда ниже рыночных.

 

 

Срочный вызов мастера - до 2-х часов.

 

Быстрый вызов

 

 

 

Вызов плотника Вызов электрика ВЫЗОВ САНТЕХНИКА
МАТЕР НА ЧАС ВЫЗОВ ПЛОТНИКА ВЫЗОВ ЭЛЕКТРИКА ВЫЗОВ САНТЕХНИКА

 

Последние работы:

  • Регулировка двери-купе
  • Чистка водопада
  • Замена светильника на планку
  • Почасовая работа мастера
  • Выезд мастера в магазин
  • Ремонт бачка унитаза
  • Монтаж розетки внеш.
  • Монтаж автомата в щиток, расключка
  • Замена дверной ручки
  • Ремонт лейки у тайцев
  • Выезд мастера в магазин
  • Доставка водонагревателя (+ грузчики)
  • Монтаж урны в бехатон
  • Выезд мастера в магазин
  • Ремонт полотенцесушителя
  • Ремонт/замена информационной доски
  • Демонтаж/монтаж козырька крыльца
  • Монтаж порожка
  • Прокладка кабеля
  • Монтаж розетки внеш. 4-х кол
  • Техническое обслуживание кондиционеров 12000 Bth
  • Техническое обслуживание кондиционеров 9000 Bth
  • Расключение компьютера
  • Монтаж аксессуаров в кафель (2 крепления)
  • Навеска картин до 200см.
  • Навеска картин до 100см.
  • Монтаж панелей под марк. доски
  • Демонтаж поддона и кирпичей (вынос)
  • Сборка/разборка мебели
  • Ремонт ручки